На современном этапе общественного развития необходимыми условиями достижения успеха в бизнесе является ориентация на потребителей и конкурентов, гибкая адаптация к рыночной конъюнктуре, которая, вдобавок, постоянно изменяется.
При таких условиях особую важность для достижения успеха на рынке приобретают маркетинговые исследования или, немного упрощая, исследования рынка. Последние предусматривают выявления состояния и тенденций развития определенного сегмента рынка, что может помочь адекватно вычленить позитивы и негативы деятельности фирмы, подсказать возможности и пути усовершенствования ее эффективности.
При разработке стратегии выживания и продвижения на рынке, кроме особенностей своих потребителей, любой фирме приходится учитывать и другие факторы, влияющие на успех ее деятельности: конкурентов, положение и имидж фирмы на рынке, востребованность предлагаемого ассортимента товаров/услуг, динамику спроса во времени, географический охват.
Для контроля над ситуацией необходимо иметь информацию по следующим направлениям:
- как часто потребитель из множества одинаковых предложений выбирает данную фирму, или как часто он же делает свой выбор в пользу конкурентов, чем при этом руководствуется клиент;
- какие именно товары/услуги из всего ассортимента, предлагаемого фирмой, пользуются наибольшим и наименьшим спросом (включая конкретную модель, маркировку, фасовку, единицу измерения, производство и другие параметры), в том числе в сравнении с конкурентами;
- какие товары/услуги, отсутствующие у данной фирмы, но предлагаемые конкурентами, пользуются наибольшим спросом в настоящее время;
- какой географический охват имеет спрос на продукцию фирмы, в том числе на конкретные Aa и в каких регионах он наибольший (может стоит открывать пункты приема заказов и активизировать рекламную кампанию именно там?);
- какую долю составляет тот или иной товар/услуга или в целом весь ассортимент фирмы в общей массе аналогичных товаров/услуг, имеющихся во всех предприятиях данного вида деятельности в городе, в регионе, в группе регионов, каково процентное соотношение предложений между фирмами города, региона;
- как изменяются данные показатели в динамике в разрезе различных интервалов: часы, дни, недели, месяцы.
От того, насколько полна и точна информация по этим вопросам, зависит степень риска руководства компании при принятии решений и эффективность разработанной стратегии. Из этого следует важность для предприятия систематической деятельности по сбору и анализу данных о рынке, обеспечивающих менеджеров необходимой для принятия решений информацией.
Стать счастливым обладателем данной информации можно, заказав подобный продукт в специализированных фирмах, предлагающих проведение маркетинговых исследований. Однако, следует иметь ввиду, что в настоящее время маркетинговые исследования – довольно дорогостоящий продукт (по указанным выше критериям: от 500 до 30 000$ в зависимости от вида деятельности и масштаба бизнеса).